ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКИМ ИНИЦИАТИВАМ
Поиск по сайту:   
English
Главная
Бюллетень "Гражданская инициатива"
Публикации
Ссылки
О нас
Карта
Пишите нам

N1(11) 2005 г.
содержание
< Предыдущая статья | Следующая статья >

УРОКИ ЯДЕРНОЙ КАТАСТРОФЫ ХХ-го ВЕКА РОСАТОМ НЕ УСВОИЛ?

Из пресс-релиза Международного Социально-экологического Союза и Гринпис России к 19-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

ОРГАНЫ ВЛАСТИ И АТОМНАЯ ИНДУСТРИЯ НЕ ГОТОВЫ ЗАЩИТИТЬ НАСЕЛЕНИЕ И ЛИКВИДАТОРОВ В СЛУЧАЕ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ. 19 лет назад авария на Чернобыльской АЭС показала неготовность атомной индустрии адекватно реагировать на возможные крупномасштабные аварии. Незащищенными оказались ни население, ни персонал атомной электростанции. «Ничтожный риск возникновения аварии такого масштаба» обернулся огромным риском для миллионов людей... Отсутствие в настоящее время необходимой нормативной базы и противоречивость существующих документов, а главное - инерционность менталитета военных и атомных начальников оставляют потенциальных ликвидаторов репродуктивного возраста незащищенными перед лицом невидимого врага.

ИНФОРМАЦИЯ О РАДИОАКТИВНЫХ ВЫБРОСАХ С АТОМНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДО СИХ ПОР СКРЫВАЕТСЯ. В соответствии с российским законодательством, организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, должны иметь средства оповещения и информировать о случившейся аварии органы государственной власти, надзорные органы, население территорий, на которых возможно повышенное облучение, и органы местного самоуправления. Однако загрязняющие и потенциально опасные предприятия до сих пор пытаются скрывать информацию о неблагополучной радиационной обстановке. В течение 3 недель летом 1997 г. Димитровградский НИИАР выбрасывал в атмосферу радиоактивный йод. По статистическим данным, через 2 года после аварии в Димитровграде был зафиксирован всплеск заболеваний щитовидной железы. Активистам экологического движения пришлось пройти через 3 суда, чтобы получить информацию о выбросе и его причинах. Сокрытие информации порождает слухи и ведет к панике среди населения.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ АТОМНЫХ РЕАКТОРОВ БУДЕТ ОТВЛЕКАТЬ ВНИМАНИЕ И СРЕДСТВА ОТ ПРОБЛЕМЫ ВЫВОДА ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАРЫХ АТОМНЫХ ПРОИЗВОДСТВ. Росатом своей стратегической задачей ставит строительство десятков новых энергетических реакторов. Вместе с тем некоторые старые реакторы остановлены и подлежат выводу из эксплуатации. Срок жизни некоторых реакторов, даже Чернобыльского типа (например, 1-го блока Ленинградской АЭС) продлевается сверх проектного без проведения государственной экологической экспертизы. Создан фонд по выводу из эксплуатации, средства в котором накапливаются чрезвычайно медленно. Если для реакторов АЭС была разработана программа снятия с эксплуатации, то для остановленных реакторов оборонного назначения, заводов по переработке облученного топлива, заводов по производству реакторного топлива такой программы нет и фондов накопления средств также нет.

ИНВЕСТИРОВАТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ РЕАКТОРОВ ДОРОГО И НЕВЫГОДНО. Строительство новых реакторов требует многомиллиардных долларовых инвестиций, денег на которые у Росатома нет. Поэтому Росатом лоббирует в Государственной Думе узаконивание бюджетных вливаний в атомную энергетику, которая по своей сути должна сама зарабатывать деньги. В Рекомендациях парламентских слушаний на тему: «О законодательном обеспечении инновационного развития атомной энергетики» прямо говорится: «Правительству Российской Федерации подготовить национальную программу по развитию атомной энергетики с реакторами на быстрых нейтронах и замкнутым топливным циклом... Рассмотреть вопросы ее приоритетного финансирования за счет средств государственного бюджета...». Фактически это требование означает бюджетное финансирование производства, выделения и накопления плутония, которого в России и так уже в выделенном состоянии почти 200 тонн, и еще сотни тонн в отработавшем ядерном топливе. Требования сторонников широкомасштабного развития атомной энергетики оказывать ей государственную поддержку подтверждают дороговизну и невыгодность инвестирования в этот сектор экономики. В своем заявлении, сделанном в феврале этого года, Союз территорий и предприятий атомной энергетики, возглавляемый бывшим губернатором Саратовской области Аяцковым, потребовал разработать и реализовывать «государственную целевую программу или правительственный план мероприятий по развитию атомной энергетики и ядерного топливного цикла с соответствующими механизмами полного финансового обеспечения, в том числе с мерами государственной поддержки».

ПРИОРИТЕТНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ В РОССИИ, КАК И В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ, ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ, ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ. В стране, где 40 % производимой энергии буквально уходит в песок и вылетает в трубу, строить новые Чернобыли кощунственно. Экологическое движение настаивает на том, чтобы государственная поддержка была оказана в первую очередь энергосбережению, энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии, а не строительству опасных производств. Дешевле экономить, чем строить, но для этого нужно много работать и с инвесторами, и с населением, объясняя ему преимущества новых энергоэффективных технологий и энергосбережения, и обеспечивая его защиту в случае инцидентов или аварий на производствах со старыми опасными технологиями.

< Предыдущая статья Содержание Следующая статья >

English
Главная
Бюллетень "Гражданская инициатива"
Публикации
Ссылки
О нас
Карта
Пишите нам