ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКИМ ИНИЦИАТИВАМ
Поиск по сайту:   
English
Главная
Бюллетень "Гражданская инициатива"
Публикации
Ссылки
О нас
Карта
Пишите нам

Аналитическая записка Гринпис России

Информация о возможных последствиях реализации программы Министерства РФ по атомной энергии по планированию и строительству новых ядерных реакторов для субъектов РФ

1. О программе Минатома по планированию и строительству новых ядерных реакторов

29 декабря 2001 г. правительством РФ было принято постановление N 923, в соответствии с которым намечена программа по строительству 11 новых атомных реакторов и планированию и началу строительства еще более 50 [1]. Программа затрагивает интересы около 20 субъектов Российской Федерации, где намечено строительство, и все субъекты Федерации, так или иначе зависящие от федерального бюджета.

Своих средств у концерна "Росэнергоатом" на новое строительство катастрофически не хватает. Более того, у концерна и атомных станций существуют значительные долги перед федеральным бюджетом (по данным на 2000 г., атомные станции – филиалы концерна "Росэнергоатом"). [3]

Ежегодные поступления от реализации товарной продукции концерна составляют примерно 50 млрд руб. (1,7 млрд долл.). Затраты на производство достигают 80%. При этом в себестоимость не включены работы по демонтажу выводимых блоков, а стоимость топлива явно занижена в несколько раз. Оставшаяся от этой суммы часть идет на модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение действующих станций, содержание объектов социально-бытового и культурного назначения, на пополнение оборотных средств и т.д.

На финансирование строительства новых АЭС остается совсем немного. Например, в 1999 г. на строительство 5-го блока Курской и 3-го блока Калининской АЭС из собственных средств атомной энергетики было выделено 736 млн руб. В 2000 г. – 670 млн. Однако инвестиции в строительство только 5-го блока Курской АЭС с 2002 по 2005 гг. должны составлять 1,5 млрд руб. ежегодно [3].

2. О новой региональной политике Минатома

В условиях реализации крайне дорогостоящей программы Минатом - заказчик и основной ее исполнитель - реализует новую региональную политику. Эта новая региональная политика предполагает сворачивание социальных программ, компенсационных мероприятий, а также структурные изменения в концерне "Росэнергоатом", которые приведут к централизации средств ядерной энергетики и как результат сокращениям налоговых поступлений в региональные бюджеты субъектов РФ.

Действовавшие до сих пор социальные льготы для "ядерных" регионов были компенсацией за соседство с опасными объектами. Но в виду катастрофической нехватки инвестиционных средств Минатом сворачивает эти программы, тем самым лишая привлекательности "ядерное" строительство.

Среди новых регионов, в которых Минатом планирует строительство АЭС, - Коми, Татарстан, Башкортостан, Карелия, Томская, Ульяновская, Архангельская, Костромская области, Приморский и Хабаровский края. С обращениями к федеральным органам власти, в которых звучат просьбы восстановить социальные программы и льготы и повлиять на ситуацию с бюджетами, выступили органы законодательной власти Курской, Ростовской, Тверской и Костромской областей [5, 6, 7]. Однако менять региональную политику Минатома не предполагается. В связи с принятой программой строительства и планирования новых АЭС, а также надвигающимся обвальным выводом из эксплуатации старых реакторов, стоимость демонтажа которых не рассчитывал никто, Минатом просто вынужден сворачивать социальные программы вокруг АЭС.

Кроме того, программа в случае ее реализации сама по себе может "подорвать" местные бюджеты. Ее стоимость до 2010 г. составит 280 млрд руб. (в среднем 1,1 млрд долл. в год). При этом весь федеральный бюджет – это порядка 40 млрд долл. [1] По некоторым расходным статьям программы в будущем предполагается 100% финансирование строительства и проектирования за счет федерального бюджета. Кроме того, по существующей практике федеральный бюджет через скрытое субсидирование будет финансировать сопутствующие строительству и эксплуатации новых реакторов мероприятия (финансирование научных центров, утилизация отходов, демонтаж выводимых реакторов и пр.). Такое "перераспределение" в ущерб регионам станет еще более явным в случае реализации планов Минатома по акционированию доходных производств "атомной" отрасли (например, генерирующие мощности АЭС) и передаче самых затратных стадий ядерного топливного цикла (например, хранение и переработка ядерных отходов) государству.

2.1. Сворачивание социальных программ

В целях обеспечения социальной защиты населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики, правительство Российской Федерации предусмотрело выполнение комплекса компенсационных мер, которые нашли отражение в постановлении N 763 от 15 октября 1992 г. [2]

В качестве экономических стимулов для регионов, где намечено строительство или уже расположен ядерный объект, данный документ предполагал следующее:

"- включать в сметы на строительство новых и расширение действующих атомных станций затраты на сооружение в определяемых в проекте зонах вокруг этих станций объектов социальной сферы для населения, проживающего в данных зонах, в размере до 10% капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения, сверх предусмотренных действующими нормативами в сводке затрат на жилищно-гражданское строительство;

- разрешить предусматривать в проектах на сооружение новых и расширение действующих атомных станций строительство для работников этих станций и жителей населенных пунктов, расположенных в определяемых в проекте зонах вокруг этих станций, индивидуальных жилых домов усадебного типа с использованием для этих целей до 10% средств, выделяемых на жилищное строительство, с передачей местным Советам народных депутатов до 20% таких домов;

- в целях обеспечения финансирования строительства объектов социальной сферы в 30-километровых зонах вокруг действующих атомных электростанций, строительство которых завершено по состоянию на 1 января 1992 г., рекомендовать создавать при местных Советах народных депутатов, в административно-территориальном подчинении которых находятся эти электростанции, внебюджетные специальные инвестиционные фонды с отчислениями атомными электростанциями средств в указанные фонды в размере до 2% от объема стоимости их товарной продукции;

- установить с 1993 г. населению, проживающему в 30-километровых зонах вокруг действующих атомных электростанций, льготные тарифы за пользование электроэнергией и теплом (при подаче его от систем теплоснабжения атомных электростанций) на бытовые нужды в размере 50% от платы, определяемой в установленном порядке".

На фоне катастрофической нехватки средств на строительство новых реакторов в 2002 г., "вероятно, не без лоббирования со стороны Минатома" [4] принимаются постановления правительства РФ NN 211 и 630, частично отменяющие социальные программы вокруг действующих и строящихся АЭС. А именно, отменены п.п. 2 и 3 постановления N 763,  касающиеся создания внебюджетных местных фондов за счет отчислений, производимых атомными станциями, а также льготные тарифы за пользование электроэнергией населением, проживающим в 30-километровых зонах вокруг действующих атомных электростанций.

В результате, регионы, где действуют АЭС, построенные до 1 января 1992 г., будут терять только от ликвидации внебюджетных специальных инвестиционных фондов 1-2 млрд руб. (30-60 млн долл.) ежегодно [4].

Жители прилегающих к АЭС территорий потеряют льготы на пользование электроэнергией АЭС, хотя, например, во Франции жители аналогичных зон имеют значительно большие привилегии: получают электроэнергию бесплатно, пользуются еще целым рядом льгот.

Другой пример сворачивания социальных программ - отказ Минатома выполнять требование п. 1 постановления N 763, который пока еще не отменен. А именно требование "включать в сметы на строительство новых и расширение действующих атомных станций затраты на сооружение в определяемых в проекте зонах вокруг этих станций объектов социальной сферы для населения, проживающего в данных зонах, в размере до 10% капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения, сверх предусмотренных действующими нормативами в сводке затрат на жилищно-гражданское строительство".

В Ростовской области в районе действия Ростовской АЭС этот пункт постановления не выполняется. Минатом сворачивает региональные программы социального строительства вокруг АЭС. Если в 2001 г. на реализацию социальных программ Минатомом в Ростовской области было выделено 283 млн руб., то в 2002 г. было запланировано только 51 млн руб. Таким образом, расходы на программы социального строительства были сокращены на 82% [5].

2.2. Налоговые поступления в региональные и местные бюджеты в связи с реорганизацией концерна "Росэнергоатом"

Кроме сворачивания социальных программ на положение региональных бюджетов отрицательно повлияла реорганизация атомной энергетики, в результате которой АЭС, ранее действовавшие как государственные унитарные предприятия и являвшиеся самостоятельными юридическими лицами, стали филиалами единого концерна "Росэнергоатом". В результате, субъекты федерации потеряли крупных налогоплательщиков, т.к. вся выручка от реализации электроэнергии поступает на счета центрального офиса концерна. Налог на прибыль зачисляется в бюджет субъекта Федерации не напрямую, а по результатам деятельности концерна в целом (а в концерн входят, например, дирекции нескольких только строящихся АЭС, естественно, не приносящие прибыль) пропорционально численности работающих и основных фондов филиалов.

О масштабах потерь можно судить на примере Тверской области. В соответствии с обращением Законодательного собрания Тверской области к председателю правительства РФ М. Касьянову, прогнозные потери области от реорганизации "Росэнергоатома" в 2002 г. должны составить 174 млн руб. (5,8 млн долл.) [6, 10].

2.3. Возможные потери в результате реализации программы и перераспределения финансовых средств внутри федерального бюджета

Бюджеты субъектов РФ также могут косвенно терять в результате перераспределения средств внутри федерального бюджета в пользу строительства новых АЭС в ущерб региональным трансфертам. Например, в 1999 г. на строительство новых реакторов на Калининской и Курской АЭС из федерального бюджета было выделено 45 млн руб., а в 2000 г. - уже 210 млн руб. В 1999-2000 гг. из фонда Минатома в рамках федерального бюджета на окончание строительства Ростовской и продолжение строительства Калининской АЭС под видом средств на научно-исследовательские и конструкторские работы (НИОКР) было выделено более 1,3 млрд руб. [3]

Кроме того, если до сих пор речь шла о достройке объектов с высокой степенью готовности - 2-й блок Ростовской, 5-й блок Курской и 3-й блок Калининской АЭС, то в ближайшие годы Минатом планирует развернуть строительство новых реакторов и АЭС. Исключительно за счет средств федерального бюджета предполагается строительство Южно-Уральской АЭС и завершение разработки проектов АЭС нового поколения [11]. Для справки: стоимость строительства одного реактора установленной мощностью 1 ГВт составляет около 1 млрд долл. И хотя в соответствии с постановлением N 923 от 29.12.01 г., строительство Южно-Уральской АЭС и ряда других объектов не предполагает привлечения федеральных средств, скорее всего это не будет соответствовать действительности. Средства федерального бюджета могут идти на финансирование программ строительства новых реакторов как напрямую, как это происходило в 1999-2000 гг. при финансировании строительства Калининской, Ростовской и Курской АЭС, так и следующими путями:

- через так называемый фонд Минатома в рамках федерального бюджета, как это произошло со строительством новых блоков на Ростовской и Калининской АЭС [3];

-через финансирование научных центров, программ обеспечения радиационной безопасности, демонтажа выводимых реакторов, утилизации отходов и пр. и, как следствие, освобождение "Росэнергоатома" от затрат, связанных с эксплуатацией АЭС.

3. Законодательные основы строительства ядерных реакторов и принятия программ в области использования атомной энергии

В условиях действующего российского законодательства учет интересов субъектов Федерации при размещении ядерных объектов федерального уровня не обязателен. В соответствии с постановлением правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306 "О правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения", "решения о сооружении объектов федерального значения принимает правительство Российской Федерации". Органам государственной власти субъектов Российской Федерации остается только принятие "решений о месте размещения указанных объектов" и то совместно с правительством РФ [8]. Т.е. региональные власти не могут отказаться от предложений Минатома о размещении ядерных объектов, а высвобождаемые в результате сворачивания социальных программ средства как раз могут быть направлены на их строительство.

Однако сама программа планирования и строительства более 60 новых реакторов, как и программа развития атомной энергетики РФ на 1998-2005 гг. и на период до 2010 г., не была утверждена Федеральным собранием Российской Федерации в нарушение закона "Об использовании атомной энергии". В соответствии со ст. 8 этого закона Федеральное собрание РФ в области использования атомной энергии "утверждает федеральные целевые программы в области использования атомной энергии". Отсутствие такого утверждения было подтверждено представителями Минатома в ходе слушаний в Верховном суде РФ дела по иску граждан Российской Федерации и Гринпис России к правительству РФ об отмене программы планирования и строительства новых реакторов в октябре 2002 г. Отсутствие официального утверждения программы хорошо иллюстрирует отношение Минатома к органам власти разных уровней.

4. Альтернатива строительству новых реакторов

В условиях перепроизводства электроэнергии, недоиспользования существующих энергетических мощностей и огромного потенциала энергосбережения необходима политическая воля для прекращения инвестирования в строительство новых реакторов из средств федерального бюджета включая и скрытое субсидирование. Бюджетные средства, направляемые в настоящее время на планирование и строительство новых реакторов, должны быть инвестированы в энергосбережение. Доля атомной энергии в общем энергобалансе страны составляет чуть более 4% [9]. Потенциал энергосбережения составляет 350-400 млн тонн условного топлива (т.у.т.) в год (30-40% потребляемых на сегодняшний день энергоресурсов), в том числе потенциал энергосбережения в сфере ЖКХ – 110 млн т.у.т. в год [9]. В настоящее время до 20% потенциала энергосбережения (70-85 млн т.у.т. в год) может быть реализовано при затратах около 1 млрд долл. [9] При этом инвестирование в энергосбережение даст рабочие места, реальное сокращение затрат региональных и местных бюджетов на топливообеспечение, а в случае с ЖКХ позволит смягчить социальные последствия предстоящей жилищно-коммунальной реформы.

В свою очередь свободные средства Минатома должны быть направлены не на строительство новых реакторов, а на повышение уровня радиационной безопасности, усиление физической защиты уже существующих ядерных объектов, программы реабилитации загрязненных территорий и демонтажа выводимых реакторов.

В ходе утверждения ядерной Программы Минатома Федеральным собранием можно предложить эти и другие альтернативные решения для того, чтобы не только повлиять на планы Минатома и содержание программы, но и внести коррективы в инвестиционную политику в области энергосбережения.

Ведущий эксперт
В.А.Чупров

Источники информации:

  1. ПостановлениеПравительства РФ N 923 от 29.12.2001 о внесении изменений и дополнений вфедеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005годы и на перспективу до 2010 года // Собрание законодательства РФ N 2,14.01.2002, стр. 155.
  2. ПостановлениеПравительства РФ N 763 от 15.10.1992.
  3. БесхмельницынМ.И. Отчет о проверке состояния и развития атомной энергетики, ее влиянияна формирование федерального бюджета, использование средств федеральногобюджета, выделенных на реализацию программы "Топливо и энергия" в1999-2000 гг., в том числе на строительство Курской АЭС и КалининскойАЭС// Бюллетень Счетной палаты РФ N 4(52), М., 2002.
  4. Ядернаяэнергетика России экономит на нуждах жителей 30-километровых зон до 1,5млрд рублей в год, что явно не улучшает отношение к АЭС в регионах//Информационное агентство "Бизнес новостей" от 18.10.2002, http://www.abnews.ru/type_news.html?t=32766&data=news
  5. ПроектПостановления Законодательного Собрания Ростовской области. Стенограммазаседания Законодательного Собрания Ростовской области от 20.03.2002.
  6. ОбращениеЗаконодательного Собрания Тверской области к председателю правительства РФМ.М. Касьянову, председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФГ.Н. Селезневу по вопросу потерь консолидированного бюджета Тверскойобласти, связанных с внесением изменений в налоговое законодательство иреорганизацией крупных налогоплательщиков N 308-П-3 от 24.09.2002.
  7. Обращениек президенту РФ В.В. Путину об отмене решений правительства РФ, касающихсяснятия льгот для населения, проживающего в 30-ти км зоне АЭС, Курской областнойдумы N 538-III от 10.10.2002.
  8. ПостановлениеПравительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306.
  9. Энергетическаястратегия России на период до 2020 г. - М.: ГУ ИЭС Минэнерго России, 2001.
  10. Налоговыйкодекс РФ, часть II,гл. 25 – ФЗ N 117, принят 05.08.2000 (с последующими дополнениями иизменениями).
  11. ПостановлениеПравительства РФ N 815 от 21 июля 1998 г. Об утверждении Программыразвития атомной энергетики РФ на 1998-2005 годы и на период до 2010 года.

English
Главная
Бюллетень "Гражданская инициатива"
Публикации
Ссылки
О нас
Карта
Пишите нам