ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКИМ ИНИЦИАТИВАМ
Поиск по сайту:   
English
Главная
Бюллетень "Гражданская инициатива"
Публикации
Ссылки
О нас
Карта
Пишите нам

Заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в Димитровградский городской суд от 26 июня 2002 г.

  Димитровградский городской суд
Заявитель:

Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту государственных экологических интересов в интересах:
1. Пискунова Михаила Андреевича, прож. г.Димитровград, пр. Димитрова 8-28
2. в интересах неопределенного круга жителей г.Димитровграда
Ответчики:
1. ГНЦ РФ НИИАР
2. ДНЦ АТН РФ г. Димитровград пр. Димитрова 12.
3. ВНИИБЗР, г. Краснодар-39.

26.06.2002 г . № 2-17пр-2002.

ЗАЯВЛЕНИЕ
(в порядке ст. 41 ГПК РФ)

Общественная организация Димитровградский научный центр академии технологических наук РФ (ДНЦ АТН РФ) 06.10.2000 заключила со Всероссийским научно-исследовательским институтом биологической защиты растений (ВНИИБЗР) г. Краснодара договор № 518.

Решаемыми вопросами определены: разработка конструкторской документации необходимого оборудования для кондиционирования (перевода в форму, пригодную для транспортировки, хранения и захоронения) всех радиоактивных отходов ВНИИБЗР.

Пункт 2.2.2 Технического задания по договору решаемыми вопросами указывает разработку конструкторской документации необходимого оборудования для кондиционирования всех радиоактивных отходов (РАО), пункт 2.3.5 к основным этапам работ по договору относит разработку технологических инструкций и конструкторской документации на приспособления и установки кондиционирования жидких радиоактивных отходов (ЖРО); результатом выполнения работ по договору указано то, что на территории ВНИИБЗР не должно остаться источников ионизирующего излучения (ИИИ) и должны быть выбраны и обоснованы технологические схемы кондиционирования ЖРО.

Календарный план уточняет, что в апреле 2001 г. исполнителем должна быть разработана технология переработки ИИИ, которые должны быть вывезены из ВНИИБЗР; в феврале исполнитель обязуется представить отчёт с техническим заданием на проектирование по выбору и обоснованию методов и технологических схем кондиционирования ЖРО; в апреле исполнитель обязывался разработать и представить конструкторскую документацию на приспособления и установки кондиционирования ЖРО.

Пункт 4 Протокола разногласий, пункты 2.2.5, 2.3.6 технического задания к договору № 518 свидетельствуют, что после разработки конструкторской документации установки кондиционирования ЖРО, стороны намеревались заключить дополнительное соглашение по кондиционированию ЖРО во ВНИИБЗР и передаче их в СК "Радон".

Техзадание к договору основанием для заключения договора указывает постановление Главы администрации Краснодарского края № 114 от 01.02.2000 г., в котором предусматривается выделение денежных средств для захоронения радиоактивных отходов и реабилитации радиационно загрязнённой территории ВНИИБЗР.

Письмо Главного врача Центра госсанэпиднадзора по Краснодарскому краю от 26.12.2000 г. удостоверяет, что жидкие источники ионизирующих излучений ВНИИБЗР имеют статус радиоактивных отходов.

Приказ от 23.02.01г. №14-П директора ВНИИБЗР Надыкта В.Д. об отмене указания от 22.12.97г. о переводе ИИИ в разряд отходов является незаконным. Пункты 5.6.1, 5.6.7 ОСПОРБ-99 вопрос о продлении срока эксплуатации ИИИ предоставляют право решать комиссии с участием органов государственного надзора за радиационной безопасностью; основанием для принятия решения должно служить заключение комиссии с указанием возможности, условий и сроков дальнейшего использования ИИИ, а не единоличное решение директора института на основании акта инвентаризации без определения обязательных условий дальнейшего использования радиоактивных веществ.

Таким образом, общественная организация ДНЦ, на балансе которой нет необходимого для обращения с жидкими радиоактивными отходами специального оборудования, заключила договор № 518 от 06.10.2000., предусматривающий транспортировку, хранение, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с жидкими радиоактивными отходами.

Для выполнения договора ДНЦ заключила с ГНЦ РФ НИИАР договор № 518\КА - 01\661 от 28.12.2000, согласно которому институт обязался разработать технологию кондиционирования ИИИ после длительного хранения во ВНИИБЗР.

На момент заключения договора от 28.12.2000 хранящиеся во ВНИИБЗР жидкие радиоактивные вещества имели статус ЖРО. Календарный план и техническое задание к договору от 28.12.2000 г. предусматривают транспортировку ЖРО (хотя в плане и техзадании необоснованно указано ИИИ) из ВНИИБЗР в НИИАР, разработку технологии кондиционирования, которая должна удовлетворять специальным требованиям СК "Радон". Таким образом, ГНЦ РФ НИИАР обязался разработать и представить научно-техническую документацию кондиционирования ЖРО ВНИИБЗР.

147 ампул с жидкими радиоактивными веществами во ВНИИБЗР ГНЦ РФ НИИАР получил на основании заказа-заявки от 15.02.01. На момент заключения всех перечисленных договоров и составления заказа-заявки жидкие радиоактивные вещества во ВНИИБЗР имели статус ЖРО.

Согласно справке № 10002\1660 от 19.06.02. ГНЦ НИИАР договор № 518-Ка-01\661 от 28.12.2000 г. выполнен, документация по установке кондиционирования передана заказчику. 16.02.01 г. директором института утверждена "Программа эксперимента по изучению миграционного поведения радионуклидов цезия -132 и стронция - 90 в натурных условиях подземного хранилища ЖРО 4 водоносного комплекса". Программа предусматривает закачку 147 ампул с жидкими радиоактивными веществами, поступивших из ВНИИБЗР в опытно-промышленный полигон. Таким образом произойдет захоронение ЖРО ВНИИБЗР Краснодарского края в недрах Ульяновской области, что незаконно по следующим основаниям.

Заключив договор №518, члены ДНЦ РФ нарушили требования ст. ст. 26, 33-35 ФЗ "Об использовании атомной энергии", п. 5.4.2 ОПОРБ-99, п. 4 утверждённого Постановлением Правительства РФ №865 от 14.07.97 г. "Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" поскольку общественная организация не имеет не только необходимого для выполнения договора оборудования, но и не имеет лицензии на такой вид деятельности, необходимый для выполнения договора, как обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении; не допускающих распространение действия лицензии на других лиц, осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о сотрудничестве.

Протокол технического совещания от 26.02.01 г. гласит, что на основании представленных ДНЦ отчётов "Выбор и обоснование методов и технологических схем кондиционирования ЖРО во ВНИИБЗР", "Комплексное обследование территории и участков загрязнённых радионуклидами во ВНИБЗР", акта физической инвентаризации ИИИ с пояснительной запиской, решено считать по договору №518 выполненными этапы 1,2,3 календарного плана, проведение дальнейших работ по выполнению этапа 4 предусматривающего разработку конструкторской документации на оборудование кондиционирования ЖРО решено прекратить.

Заключение государственной экологической экспертизы на право принятия хозяйственного решения о захоронении в недрах Ульяновской области ЖРО ВНИИБЗР Краснодарского края отсутствует.

Заключив договор с ДНЦ, приняв от ВНИИБЗР ЖРО и приступив к их захоронению руководство, ГНЦ РФ НИИАР нарушило:

  • ст.ст.26, 32-35 ФЗ РФ "Об использовании атомной энергии", которые запрещают осуществление подлежащей лицензированию деятельности без лицензии; обязывают выполнять условия имеющихся лицензий;
  • п. 5.4.2 ОПОРБ-99 запрещающего деятельность организаций, связанную с использованием источников излучения без наличия лицензии;
  • Приложение к утверждённому Постановлением Правительства РФ 865 от 14.07.97г. "Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", согласно которым подлежат отдельному лицензированию следующие виды деятельности:
    • обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;
    • использование радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
      Пункт 4 "Положения..." устанавливающий, что действие лицензии не распространяется на других лиц, осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о сотрудничестве. Осуществление без лицензии подлежащих лицензированию видов деятельности в области использования атомной энергии не допускается.
  • ст. 12 ФЗ РФ "Об экологической экспертизе" не допускающей осуществление деятельности, которая способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • ст. ст. 11, 22 ФЗ РФ "О недрах" обязывающих ГНЦ РФ НИИАР при пользовании недрами для подземного захоронения ЖРО выполнять условия лицензии, которые не допускают захоронение ЖРО иных предприятий.

ГНЦ РФ НИИАР осуществил без лицензии подлежащую лицензированию деятельность в области обращения с ЖРО иных предприятий и в области обращения с ЖРО иных предприятий при проведении научно-исследовательских опытно-конструкторских работ для иных предприятий; в нарушение условий лицензии на право пользования недрами для подземного захоронения ЖРО ведёт подготовительные работы для захоронения высокоактивных ЖРО иного предприятия - ВНИИБЗР.

Договора № 518, 518/КА не предусматривают захоронение радиоактивных веществ (РВ) ВНИИБЗР, предусматривая заключение после их выполнения дополнительного соглашения о передаче ЖРО в СК "Радон".

Таким образом, в нарушение требований законодательства, условий договоров №518, №518/КА руководство ГНЦ РФ НИИАР незаконно планирует распорядиться и захоронить не принадлежащие ему на праве собственности 147 ампул жидких радиоактивных веществ.

Письмом №32-10/28 от 18.01.01 г. главный инженер ГНЦ РФ НИИАР Калыгин В.В. сообщил гл. госсанврачу по Ульяновской области о том, что целью заключения договора №518, соисполнителем которого выступает НИИАР, является разработка конструкторской документации на установку кондиционирования ЖРО с целью переработки ИИИ ВНИИБЗР для последующего их вывоза в СК "Радон", ввоза РО из Краснодарского края в Ульяновскую область не предполагается.

В объяснении в природоохранную прокуратуру подписавший договор от 28.12.2000. от имени ГНЦ РФ НИИАР технический директор Калыгин В.В. отметил, что поскольку ГНЦ РФ НИИАР не имеет лицензии на проведение научно-исследовательских работ в народном хозяйстве, он рекомендовал ВНИИБЗР обратиться в ДНЦ, имеющему такую лицензию. На момент заключения договора он не знал о том, что радиоактивные вещества имеют статус ЖРО.

"Акт о расследовании правильности поставки РВ в ГНЦ РФ НИИАР", утверждённый зам. директора по безопасности Томбасовым В.Н. 11.04.01., содержит вывод о том, что ряд работников НИИАРа договорились об утилизации РО из ВНИИБЗР г. Краснодара, выдав их за ИИИ, предназначенных якобы для научных целей, за что получили значительные денежные суммы.

Действия директора ГНЦ РФ НИИАР Грачёва А.Ф., санкционировавшего заключение договоров с ВНИИБЗР, утвердившего программу незаконной закачки в недра ЖРО ВНИИБЗР; действия главного инженера (технического директора) Калыгина В.В., заключившего договор, по которому ЖРО ВНИИБЗР поступили в институт; действия начальника лаборатории КОРО НИИАР Улюшкина A.M. и зам. директора по науке Чечёткина Ю.В. по заключению вышеназванных договоров являются незаконными.

Попытка незаконного захоронения ЖРО Краснодарского края нарушает конституционные права населения Ульяновской области и жителя г. Димитровграда Пискунова М.А. в частности, на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 27, 35 ФЗ "О прокуратуре РФ", Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. 41 ГПК РСФСР, ст. 12 ГК РФ -

Прошу:

  1. Признать действия членов ДНЦ АТН РФ и работников ГНЦ РФ НИИАР по ввозу на территорию Ульяновской области ЖРО ВНИИБЗР г. Краснодара и захоронению указанных ЖРО на опытно-промышленном полигоне незаконными.
  2. Восстановить нарушенные права населения Ульяновской области: применив последствия недействительности ничтожной сделки между ВНИИБЗР, ДНЦ АТН РФ, ГНЦ РФ НИИАР; восстановления положения, существовавшего до нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду; запретив закачку 147 ампул ЖРВ ВНИИБЗР в недра Ульяновской области.
  3. В целях обеспечения заявленных требований приостановить закачку 147 ампул ЖРВ ВНИИБЗР на опытно-промышленном полигоне ГНЦ РФ НИИАР.
  4. В судебное заседание вызвать:
    • представителя ГНЦ РФ НИИАР со всеми материалами лицензий на право использования атомной энергией, лицензией на право пользования недрами для подземного захоронения ЖРО, всеми первичными документами, связанными с заключением, выполнением договора №518 и выполненными операциями со 147 ампулами ЖРВ ВНИИБЗР.
    • представителя ВНИИБЗР г. Краснодар-39 со всеми материалами учёта, движения 147 ампул с ЖРВ и материалами договора №518
    • представителя ДНЦ АТН РФ со всеми материалами договора №518, включая оплату по нему - г. Димитровград, пр. Димитрова, 12.
    • свидетелей:
      • директора ГНЦ РФ НИИАР Грачёва, технического директора Калыгина В.В, зам. директор Томбасова В.Н.- г. Димитровград-10.
      • гл. госсанврача по Ульяновской области Меркулова А. В. - г. Ульяновск, 1-й пер. Маяковского, 7;
      • руководителя Комитета природных ресурсов по Ульяновской области Кравцова С. И.- г. Ульяновск, ул. Подлесная, 24;
      • начальника отдела надзора за ядерной и радиационной безопасностью Широкова В.И. - г. Димитровград- 10.
  5. Заявление будет поддержано Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором.

Приложение: материал на 27 л.,

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор старший советник юстиции В. А. Бесараб

English
Главная
Бюллетень "Гражданская инициатива"
Публикации
Ссылки
О нас
Карта
Пишите нам