Логопедическая работа после удаления аденоидов

Логопедическая работа после удаления аденоидов

Функциональная открытая ринолалия

С научной точки зрения ринолалия – это изменение тембра голоса, которое сопровождается искажением звукопроизношения, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. В результате этих нарушений, воздушная струя идёт «не тем путём», и звуки приобретают «гнусавый» оттенок.

После удаления аденоидов вследствие недостаточной дифференцированности ротового и носового выдоха воздушная струя начинает проникать в носовую полость при произнесении не только носовых, но и ротовых звуков. Кроме того, мягкое небо опущено уже «по привычке» (ведь раньше аденоиды закрывали проход в носовую полость, и мягкому нёбу не было необходимости выполнять эту функцию). И эту привычку надо убирать с помощью комплексных логопедических занятий.

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

4. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

5. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

6. Надувать щеки с зажатым носом.

7. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

8. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления.

Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

9. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

Резко, отрывисто.

10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а.

Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

11. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Произносите “Ка — аа — аа — ар”. Смотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте повторить это беззвучно.

Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, старайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом. Повторите несколько раз.

Дифференциация ротового и носового выдохов.

Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

широко открыть рот и спокойно подышать носом.

закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.

вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать)

вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки)

вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы

вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

дуть на шарики, бахрому, ленточки.

игра «Мячик». У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

игра «Мячик сдулся!». После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

Эти упражнения необходимо проводить регулярно,

в течение 1,5 — 2 месяцев.

  1. Форум
  2. Архив
  3. Детское здоровье

Открыть тему в окнах

2 недели назад удалили аденоиды. Речь стала очень невнятной. звонкие звуки не может произнести. во рту каша. лор говорит пройдет но улучшений нет. У кого такое bыло и действительно прошло?

насчет каши впервые слышу. Голос более писклявый может стать — это читала, а вот именно каша… а с чем связано, что лор говорит? отек?

У нас было похожее. Артикуляционная гимнастика помогла хорошо, через пару недель все прошло.

да лор говорит отек и пройдет. читаю в инете-ринолалия надо заиматься с логопедом или сами

а какие упражнения делали и когда после операции начали? к специалистам ходили?

Начали делать где-то на четвертый день. К спецам никуда не ходили, я нашего лора (у которого оперировались) на осмотре на третий день после операции спросила об этом. Вот он и посоветовал гимнастику делать, всего несколько упражнений. Какие конкретно, очень извиняюсь, не вспомню (три года почти прошло)….
Еще говорил, что отлично помогает стихи четко проговаривать, нам это даже лучше гимнастики было (книжки любим). Правильно вам сказали, отек спадает и голосовой аппарат приходит в норму.

поправляйтесь! ниже написали, что нормальная реакция, пройдет)

У моих детей такого не было.
А какой был наркоз? И были ли проблемы с речью до этого? С логопедом занимались? Если у ребенка была дизартрия, то после наркоза она может временно вернуться.

наркоз оbщий. до этого по логопедии не bыло проbлем но bыла слаbая челюсть-текли немного слюни периодами. но это вроде что-то с мягким нёbом связано.

Просто подождите, это само собой уйдет со временем. Наркоз воздействует на нервную систему, надо подождать пока она прийдет в норму.

Читайте также:  Как снять приступ сухого кашля у ребенка при ларингите

У нас так было. Удалили в начале августа, только сейчас прошло. Консультировались у лечащего лора, она сказала, искать упражнения для гимнастики. Упражнения нашли, но не делали. Правда у нас было незначительное изменение голоса и гнусавость.

начиталась инета- похоже на паралич мягкого нёbа

Можно спрошу не по теме немножко… Скжите, какие у вас показания были к аденотомии? И какие-то ограничения по укладу жизни после операции есть?

Поменьше читайте инет, если вас это сильно тревожит то покажите ребенка логопеду и неврологу, пусть оценят тонус мышц.

У ребенка подруги после операции пустяковой вообще пропали умение ползать, сидеть, и лепет исчез. К неврологу сходите.

закрыты носовые ходы на 3/4и проходы в уши снижение слуха-пузырьки воздуха в ушах. отитов не bыло. ограничения- исключить физнагрузки на месяц. еда не острая-горячая-ледяная

записаны на неделю но все как один говорят типа «послеоперационный период». а реbенку то не легче от этого надо что-то делать а не ждать

каких именно мыщц? у него есть тонус рук и предплечий-моторная неловкость

Мышц, которые задействованы в речевом аппарате. Если где то есть гипертонус, то он может сковать и мышцы лица, возможно наркоз этому поспособствовал. Но не нервничайте, все может наладиться само собой. Подождите пока закончится постоперационный период т.е. пока пройдет месяц после операции.

можно. но в местах где не ловится инфекция чтоbы на рану не присоединялась.

Подскажите контакты фонопеда (разновидность логопеда?). Речь через 3 недели стала немнооооого лучше . но очень глухая. как в труbу говорит реbенок

Вы для начала слух проверьте у ребенка. Нужны сурдолог, логопед и невролог. Нужен диагноз.

bыли у невролога сегодня-по этому направлению претензий нет. попить актовегин. к логопеду идем на следующей неделе. к сурдологу нам еще в bольнице сказали не ранее чем через месяц после операции. тоесть тоже надо через неделю-две. фониатра-фонопеда советует лор

Я с такой узкой специализацией вообще никогда не сталкивалась. Это вам как раз сурдолог сможет подсказать где искать, это их направление.
И актовегин как то не вяжется с отсутствием проблем. Что написано в карте?
Ребенок чем то болел перед операцией за несколько месяцев? Ветрянки случайно не было?
И еще, насколько сильно были перекрыты слуховые трубы аденоидами?
У моей дочки была тугоухость два раза, первый раз из-за аденоидов, а второй раз после ветрянки. Очень повезло что вовремя хватились, смогли восстановить слух.

Нет, не прошло. Гнусавость и некоторые звуки не пришли в норму через 11 леи после операции.
Да! И все пожимали плечами пока очень главный лор, самый главный, не сказал как это называется. открытая гнусавость. Типа это не лорам, а к логопедам.

этого я и bоюсь-невозврата к тому что bыло. Вы занимались? к логопедам ходили?

Мы понятия не имели, что это лого- проблема, хотя ходили в логосад и до 3 класса занимались с логопедом по другому поводу. Мы все по лорам ходили. Недавно нам сообщили, как это называется и сказали, что это к логопеду.
Я боюсь, что для почти 13-летнего с такой проблемой в московской области я никого не найду для занятий.
У нас пооблема в гнусавости, сейчас голос переломался и стало меньше заметно, но еще в том, что говорит трЭнЭр, подстрЫчься, говорЫт. И еще проблема- из- за этой своей гнусавости тяжело читать вслух. Говорит, что свой же голос мешает.
Не знаю, что теперь и делать…. Пока просто поправляю, чтобы проговорил слово правильно.

а ваши логопеды разве не оbратили на вас внимание ? не занимались с ним? или это так после логопедов не улучшилось?

нет, никто из логопедов не обратил внимания ни разу!

У нас было, начиталась про осложнения, стало лучше, но не так как было. Я слышу, другие нет. Делали в морозовской

Ну «Р» мягкую, ребенку логопеды разве не должны были поставить?

У сына голос сразу после операции был писклявый, примерно к 3 неделе в норму пришел.

Добрый день. Отрыла Вашу тему. Мы 07.02.2017 удалили аденойды и подрезали гланды ребенку 4 года. Первый день каша во рту, сейчас пллучше, но как то иначе, чем до операции. Как у вас сейчас с голосом, восстановился? И ребенок какой то заторможенный стал, раньше носился, а сейчас задумчивый и спокойный слишком. Думаю на наркоз и стресс. Очень переживаю.

Функциональная открытая ринолалия

С научной точки зрения ринолалия – это изменение тембра голоса, которое сопровождается искажением звукопроизношения, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. В результате этих нарушений, воздушная струя идёт «не тем путём», и звуки приобретают «гнусавый» оттенок.

После удаления аденоидов вследствие недостаточной дифференцированности ротового и носового выдоха воздушная струя начинает проникать в носовую полость при произнесении не только носовых, но и ротовых звуков. Кроме того, мягкое небо опущено уже «по привычке» (ведь раньше аденоиды закрывали проход в носовую полость, и мягкому нёбу не было необходимости выполнять эту функцию). И эту привычку надо убирать с помощью комплексных логопедических занятий.

Упражнения для укрепления мягкого неба при ринофании.

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

Читайте также:  Лизобакт можно ли принимать от ангины

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

4. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

5. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

6. Надувать щеки с зажатым носом.

7. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

8. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления.

Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

9. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

Резко, отрывисто.

10. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а.

Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

11. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Произносите “Ка — аа — аа — ар”. Смотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте повторить это беззвучно.

Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, старайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом. Повторите несколько раз.

Дифференциация ротового и носового выдохов. Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

широко открыть рот и спокойно подышать носом.

закрыть одну ноздрю среднем пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.

вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать)

вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки)

вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы

вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

дуть на шарики, бахрому, ленточки.

игра «Мячик». У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

игра «Мячик сдулся!». После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

Эти упражнения необходимо проводить регулярно,

в течение 1,5 — 2 месяцев.

Операция по удалению аденоидов у детей не относится к числу сложных. Чаще всего проводится под общим наркозом не в силу физической боли, а для предотвращения сильного эмоционального переживания маленького пациента: вид инструментов, большое количество крови, длительное неудобное положение может вызвать психологическую травму или стресс. А это, в свою очередь, может спровоцировать осложнения в ходе вмешательства или в ранний послеоперационный период.

В больнице

Хирурги не перестают повторять, что время реабилитации для дальнейшего здоровья не менее важно, чем сама операция. Поэтому следует знать особенности ведения послеоперационного периода у детей в домашних условиях, т.к. после удаления аденоидов при отсутствии явных осложнений стационарное лечение не предусмотрено.

Через несколько часов после удаления аденоидов ребёнка выписывают на амбулаторный режим наблюдения. Перед тем, как покинуть больницу, он проходит осмотр хирурга и педиатра на предмет отсутствия осложнений на прооперированном участке и последствий анестезии.

Домашняя реабилитация

В послеоперационный период детям создают подходящие условия:

  • чистый дом, где ежедневно проводится влажная уборка;
  • спокойная обстановка без акцентирования пережитых волнений, но с уверенностью в полном выздоровлении;
  • отсутствие физических нагрузок, чрезмерной активности – занятия могут вызвать прилив крови к прооперированной части носоглотки, спровоцировать кровотечение;
  • возможность отдыхать, особенно в первый день – наркоз утомляет;
  • естественная забота близких, внимание с их стороны к любым нестандартным явлениям выздоровления.

Запомните! В большинстве случаев удаление аденоидов у детей проводят в холодное время года, но не лишним будет следующее предупреждение: в первое время не рекомендуется принятие солнечных ванн, купание в открытых водоемах, принятие теплых ванн, посещение бани. Запрещены перелеты и путешествия – домашний режим в послеоперационный период – обязательный этап восстановления даже при хорошем самочувствии.

Ограничения в питании

Заживление на слизистых у детей после удаления аденоидов проходит достаточно быстро и, при отсутствии в послеоперационный период провоцирующих осложнение факторов, в основном безболезненно.

Для бережного обращения рекомендуется внесение изменений в меню:

  • исключение твердой, грубой пищи, требующей значительных усилий для пережевывания;
  • запрет на продукты и приправы, вызывающие раздражение слизистых или их гиперемию – острые, кислые и соленые блюда;
  • употребление пищи комнатной и холодной температуры, исключение очень теплых и горячих блюд – предупреждение кровотечения.

Удаление аденоидов – повод угостить детей мороженым, и не раз. Предпочтение отдают твердым видам, фруктовому льду, а не мягким шарикам – избыток жира выстилает слизистые ротовой полости и плохо выполаскивается. На этой пищевой пленке легко поселяются и активно размножаются микробы.

Режим и образ жизни

В домашних условиях для сужения кровеносных сосудов иногда доктор рекомендует в послеоперационный период капли в нос.

Важно! Категорически не рекомендуется превышать указанную дозу назальных растворов и количество применений в течение суток! Слишком частое употребление может спровоцировать парадоксальное расширение сосудов и хронический насморк.

В первые дни послеоперационного периода рекомендуется ограничить контакты ребёнка с посторонними людьми, в том числе и с друзьями, знакомыми, одноклассниками. После любого хирургического вмешательства иммунитет направляет свои силы на заживление повреждений. Чужеродные микробы и вирусы, не являющиеся привычными, после удаления аденоидов могут вызвать заболевание.

Читайте также:  Как вылечить аденоиды без операции у детей

Ежедневные гигиенические процедуры, в особенности чистку зубов, проводят тщательно – для уменьшения болезнетворных составляющих флоры полости рта. Но во время обработки соблюдают осторожность: избегать грубых прикосновений к слизистым, а также слишком энергичных полосканий.

Дважды в день измеряют температуру тела. В норме в послеоперационный период возможно ее небольшое повышение (в 1 – 2 день), но это не обязательно: болезненность в горле после удаления аденоидов далеко не всегда сопровождается жаром. Температура выше 38°С демонстрирует бурную реакцию организма, для предотвращения кровотечения разрешено применение жаропонижающих препаратов. Преимущественно используют средства на основе парацетамола (Панадол, Нурофен и т.п.)

Важно! Применение ацетилсалициловой кислоты (аспирина) в педиатрии не приветствуется вообще, а в послеоперационный период особенно: препарат разжижает кровь, т.е. препятствует заживлению открытых ран.

В целом, скорейшему выздоровлению после удаления аденоидов, как и в любой другой послеоперационный период, способствуют:

  • упорядоченный образ жизни – спокойное бодрствование и достаточный отдых, в том числе и сон;
  • хорошие гигиенические условия;
  • тщательное выполнение предписаний врача при выписке;
  • послеоперационное наблюдение у оториноларинголога (ЛОРа).

Особые условия выздоровления

Чрезмерно разросшаяся железистая ткань, которая и приводит к операции, формируют у ребёнка особый тип дыхания, глотания и речи. После удаления аденоидов некоторое время сохраняется «гнусавость», затруднение дыхания, шум в ушах. Однако, это не норма, а по мере заживления операционного поля подобные явления проходят без следа. Если сохраняется ограниченность в функциях в отдаленный послеоперационный период – это повод обратиться к врачу.

Некоторым детям, выросшим с аденоидами, требуется корректировка дыхания и произношения. В домашних условиях необходимо как можно раньше приступить к логопедическим занятиям, в число которых входят специальные дыхательные гимнастические комплексы для укрепления мышц неба и глотки с включением речевых тренировок.

При проведении занятий следует учитывать несколько моментов:

  • не проводить зарядку в первые дни, во время острого послеоперационного периода;
  • обеспечить достаточное увлажнение воздуха в комнате для занятий (полезно для всех, а особенно в после удаления аденоидов) – чрезмерная сухость вдыхаемого воздуха может спровоцировать першение и кашель, что неполезно;
  • соблюдать принцип постепенности – каждое упражнение проводят от 3 раз, с постепенным увеличением по количеству через день на 1 – 2 раза и доведением до 12 раз;
  • новые варианты вводить также постепенно, по 1 – 2 в день, с постепенным нарастанием количества повторений;
  • при ухудшении состояния прооперированного органа снизить или отменить нагрузку до стабилизации заживления, восстанавливать с малых нагрузок;
  • добиваться тщательного выполнения каждого упражнения, прежде чем добавлять новые, не спешить с объемами, приоритет – правильности положения органов и достижения целей;
  • создать положительный психологический настрой во время занятий, а лучше превратить их в игру с рифмовками и персонажами – тогда такая спец зарядка станет хорошей привычкой и будет выполняться ребёнком с удовольствием еще долгое время самостоятельно.

В первые дни рекомендуется проводить дыхательную и речевую гимнастику в домашних условиях после проветривания помещения.

Важный совет! В последующее время можно использовать прогулки для выполнения упражнений. Свежий воздух – один из факторов благополучного выздоровления пациента после удаления аденоидов.

Комплекс упражнений

  1. Медленный подъем вытянутых рук через стороны вверх с одновременным вдохом через нос. Задержка дыхания на высоте подъема, выдох через рот при опускании рук. Варианты: регулируют силу и скорость вдоха и выдоха, период задержки дыхания, количество повторений и подходов во время гимнастики. Рекомендуется как начальное и заключительное упражнение.
  2. Грудное дыхание: при вдохе расширяют грудную клетку, а живот втягивают, при выдохе увеличивается объем живота, а грудь спадает. Вдох-выдох через нос.
  3. Брюшное дыхание: при вдохе расширяют живот, при выдохе живот подтягивают. Вдох-выдох через нос.
  4. Попеременное дыхание через 1 ноздрю: пальцем крыло носа прижимают к перегородке, вдох и выдох производят через свободную ноздрю. Можно комбинировать с упражнением №3, но не вместо, а после него.
  5. Активизация полости рта: вдох через нос, перед выдохом воздух направляют в рот, раздувают щеки. Перекатывают его от щеки к щеке, сверху вниз и по кругу, затем медленно под давлением выдыхают через небольшое отверстие между губами.
  6. Звуковые упражнения после вдоха через нос и на фоне выдоха ртом: произнесение звуков (плавно гласные и шипящие, прерывисто согласные). Чередуют звуки, количество и добиваются качественного произношения.
  7. Речевые упражнения: произнесение коротких фраз, рифмовок, поговорок, пословиц, скороговорок с элементами пальцевой гимнастики или использованием игрушек. Очень важно дозированное, но постоянное увеличение диапазона звуков. Следует добиваться чистоты произношения, увеличения скорости выполнения упражнения. Варианты: ритмичное чтение во время прогулок с подбором скорости передвижения.

Эти и многие другие упражнения помогут значительно улучшить речь, нормализовать дыхание, восстановить мозговую деятельность.

Гимнастика служит прекрасным средством профилактики простудных заболеваний после удаления аденоидов: активное дыхание через нос активизирует не только обменные процессы, но и иммунную систему.

Таким образом, послеоперационный период после удаления аденоидов не предусматривает больших проблем. Избежать осложнений и скоро выздороветь поможет соблюдение режима.

Видео пособие: Как удаляются аденоиды у детей

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector